Патриотический культурно-образовательный проект
«Поезд Памяти-2024"
1 февраля 2024 года стартовал первый этап Республиканского конкурса «Я патриот своей страны»
Требования к участникам и работам, порядок их предоставления, сроки проведения читайте в Положении о конкурсе.
Конкурс проводится в четыре этапа и включает следующие задания:
Портфолио
Визитная карточка
Эссе «О той весне…»
Для участия в отборе приглашаются десятиклассники:
достигшие высоких показателей в учебной, общественной, спортивной, волонтерской деятельности;
лидеры ученического самоуправления;
активисты общественных организаций;
обучающиеся военно-патриотических и кадетских классов;
воспитанники военно-патриотических клубов;
члены молодежных парламентов;
участники проекта «Пост Памяти»
Источник: https://t.me/trainofmemory
О совместном белорусско-российском проекте «Поезд Памяти»
Дневник проекта «Поезд Памяти»
Telegram-канал, посвященный проекту «Поезд Памяти»
Эссе «Поклон и память поколений»
Великая Отечественная война в творчестве писателей, музыкантов, художников, поэтов
Автор:Лукьян Наталия Викторовна, учитель географии
Индекс: 231395 Гродненская область, Вороновский район,
аг.Переганцы, ул. Центральная,29
Тел.:80159499462
Тел.:80447281965
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова…
А.Т. Твардовский
Война… Какое это страшное слово! Разруха, слёзы, боль, расставания, потери, смерть… Смотришь на художественное полотно, посвящённое войне, - и кажется, весь страх, вся боль, все мучения народные растекаются по холсту, как кровь. И стынет сердце, сбивается дыхание. И кажется, будто это ты там, среди деревни, объятой пламенем, вдыхаешь едкий дым, ощущаешь на лице жар пламени. Или на поле битвы, чувствуешь запах крови, пороха, слышишь скрежет железа об железа, от грохота взрывов закладывает уши.. Кстати, по-моему, у каждой вещи свой запах: духи пахнут цветами, пряностями, конфеты пахнут ванилью, новые книги пахнут типографской краской, мама пахнет чем-то очень тёплым и вкусным, что и определить сложно. А вот запах войны – это запах дыма и пороха, запах крови и пропитанной кровью земли. Война пахнет страхом. Именно такое впечатление производят на меня картины о войне: «Оборона Бресткой крепости» И.О.Ахремчика, «Партизанская мадонна» М.А.Савицкого, «Жажда» А.М.Кашкуревича. Множество великих советских и в том числе белорусских художников отразили события Великой Отечественной войны на своих полотнах, и их творения возвращают нас к тем событиям, стучат в наши сердца, не давая забыть о прошлом.
Но ещё сильнее, чем живопись, воздействует на меня художественная литература о войне, и в первую очередь поэзия, песня. Именно поэты первыми откликнулись на события военных лет, потому что стихи – один из самых мобильных жанров литературы. В первые дни войны словно набат прозвучала песня на стихи В.И.Лебедева-Кумача «Священная война»:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Музыка, которую написал к этим стихам А.В. Александров, сочетает в себе грозную поступь марша и широкую мелодичную распевность. Песня эта стала гимном для всего народа, призывом взяться за оружие и идти в атаку, защищая свой дом, свою землю, свою страну.
Песни военных лет были самыми разными: призывными и грозными, спокойными и звонкими. На такой страшной войне, когда смерть ходит за тобой по следам и ты в любую секунду можешь умереть, хочется думать не только о смерти. Солдату хочется верить, что дома его ждут, что он нужен и любовь может спасти его. Поэтому так пронзительно звучат песни и стихи о любви. До сих пор песня «Тёмная ночь» в исполнении Марка Бернеса очень популярна и любима народом:
Смерть не страшна, с ней не раз
Мы встречались в степи,
Вот и сейчас надо мною она кружится…
Ты меня ждёшь и у детской кроватки
Не спишь,
И поэтому знаю: со мной ничего
Не случится.
Любовь способна на многое. Это не только любовь между мужчиной и женщиной, но и любовь к отцу и матери, к сестре и брату. Это самое светлое искреннее чувство, способное вернуть человека с того света. Любовь, вера, надежда обладают воскрешающей силой, не зря лирический герой Константина Симонова обращается к любимой через расстояния с мольбой-заклинанием:
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди…
Многие песни военных лет стали так популярны, что их считают народными, хотя на самом деле они имеют авторство. Так случилось и с песней «Тёмная ночь», стихи к которой написал поэт Агатов, а музыку – Никита Богословский (кстати, вначале была создана мелодия, что бывает редко).
Такими же народными стали и «Землянка», и «Синенький скромный платочек», и знаменитая «Катюша».
Более двух тысяч советских поэтов и писателей ушли на фронт, принимали самое активное участие в военных действиях. И многие из них были совсем молодыми, как, например, Юлия Друнина. Шестнадцатилетней девочкой, прибавив себе год, она записалась в добровольную санитарную дружину:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Сколько же их не вернулось с той войны, молодых, сильных, красивых, талантливых… Федор Сухов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Михаил Кульчицкий, Всеволод Багрицкий, Борис Котов…
Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы, -
писал Николай Майоров как будто о себе. Сколько же вместе с ними, так рано ушедшими от нас, погибло ненаписанных строчек, стихов, песен, повестей и романов. Мы никогда не узнаем, были ли среди них гении или только просто талантливые авторы, но их имена живут среди нас, мы читаем о них в книгах и стремимся быть хоть чуть похожими на них.
Тяжело на войне ждать смерти, страшно видеть гибель товарищей, друзей, тех, кто ещё вчера делил с тобой скудный солдатский паёк. А как сообщить об этом тем, кто ждёт? Скупыми строчками рассказывает о гибели подруги, Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой Юлия Друнина, и мы вместе с ней вспоминаем о матери «светлокосого солдата»
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
… Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала.
Война не щадит никого. Ни взрослых, сильных мужчин, ни девочек-санитарочек, ни гениев, ни просто талантливых, ни сильных, ни слабых, никого… Война не щадит даже детей…
Особое место в художественной литературе занимает тема военного детства. Увы, даже на детские плечи в эти годы легла серьёзная ответственность: наряду со взрослыми стать на защиту Родины. Дети были на этой войне подрывниками, пулемётчиками, разведчиками, партизанами… Стоит перед глазами портрет героя В.О. Богомолова Ивана Бондарева: рваная холщовая рубашка, грязные штаны, худенькие плечи… И недетский, серьёзный, строгий взгляд широко расставленных глаз. Ему бы в школу ходить, в футбол играть, а он в который раз отправляется в тыл врага, на разведку. Почему? Да потому что ему «ненависть душу жжёт», потому что в нём жива память о матери и сестричке, убитой у него на руках… Ни пытки, ни издевательства не могли сломить детские души и погасить пылающие сердца! Подробно повествуют нам об этом Даир Славкович в повести «Гвардейский знак», Галина Васюкова в «Тревожных днях», Валентин Катаев в «Сыне полка»… Юные герои рвались на фронт, зачастую прибавляли себе годы: «Ему капитан говорит: «Подрасти ещё, малец. Таких не берём». Он же своё твердит: «Возьмите. Я стрелять умею, санитарное дело проходил». (Гвардейский знак»). И уходили на фронт, сбегали даже, и сражались наравне со взрослыми, и погибали, даже не поняв, что же такое настоящая жизнь. И в тылу детям было не легче, стоит прочитать хотя бы А.Приставкина «Ночевала тучка золотая». Раннее сиротство, детский дом, бродяжничество, холод, голод—всё это и есть военное детство.
Тема войны продолжает звучать и в литературе послевоенного времени. Для отдельных писателей-фронтовиков она стала главной, как, например, для Василия Быкова, одного из самых известных белорусских авторов. Нужно ли нам сегодня читать эти книги? Да, несомненно, чтобы помнили, какой ценой досталась нам Победа, чтобы ценили мирную жизнь, чтобы не очерствели душой, чтобы в любой ситуации оставались людьми. Надо помнить, «покуда сердца стучатся…»