Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Школьный буллинг. Как избежать травли в школе.

Дата: 18 октября 2017 в 23:31, Обновлено 29 марта в 14:33
Автор: Бобин Е. Г.

Школьный буллинг

Школьный буллинг является актуальной проблемой современного образования. Буллинг представляет собой травлю в отношении кого-то из детей со стороны сверстников. Может проявляться как запугивание, издевательства и другие формы агрессивного поведения. Чаще всего проявляется, когда присутствует какое-либо неравенство, т.е. тот, кого травят, отличается от других детей или же когда силы неравны и жертва демонстрирует, насколько сильно задевают нападки окружающих.

Причины школьного буллинга – это любые отличия ребенка. Среди наиболее распространенных вариантов причин начала травли следующие:

  • Новый ученик в сформированном классе;
  • Дети, отличающиеся от большинства по этническому признаку;
  • Внешние особенности (рост, цвет волос, форма носа и т.д.);
  • Ученики с особенностями развития;
  • Школьные неудачи или победы – плохие оценки могут быть поводом для унижений, так же как и отличные результаты, когда ребенок не может постоять за себя;
  • Стигматизированные группы – если ребенок относится к категории, к которой предвзято относятся в данном социуме, то остальные дети это считают.

Буллинг в школьной среде не всегда имеет форму физического насилия, скорее это уже крайние варианты проявления, когда стадии психологического давления не нашли отпора. Среди психологических форм насилия наиболее распространена словесная травля, которая проявляется оскорблениями, унизительными прозвищами, злыми или непристойными шутками в адрес одного ребенка, а также многочисленными формами насмешек и прочего. Реже встречается распространение слухов и сплетен, причем как в школьной среде, так и с помощью интернета. Одна из наиболее опасных форм буллинга, кроме непосредственно физического воздействия – это бойкот, когда ребенка намеренно игнорирует его социальная группа. Именно такая социальная изоляция приводит к суицидальным попыткам, самоповреждению, а также нарушению психики.

Школьный буллинг.

Как избежать травли в школе.

             Школьный буллинг является одной из причин самоубийств среди подростков в результате серьезной психотравмы, вызванной насилием. Дети в коллективе используют разные виды умышленного физического и психологического прессинга. Самыми тяжелыми являются нанесение телесных повреждений, но психологическое давление может нанести не меньший вред детской психике. Угрозы, обидные клички и прозвища, распространение оскорбительных слухов, бойкот, вымогательство денег и подобное могут привести к нарушениям психического здоровья ребенка. Агрессия в большинстве случаев направлена на одних и тех же детей. Исследователи доказали, что агрессоры обычно испытывают потребность властвовать над кем-то, они несдержанные, агрессивные, часто грубят взрослым. Характерной особенностью является то, что проявляя насилие, они при этом могут оставаться спокойными. Чаще всего школьный буллинг распространен среди мальчиков, но нередко случается и среди девочек. Если среди мальчиков распространено физическое насилие, то девочки больше применяют психологические методы давления. Чаще всего агрессорами становятся дети, которые не получают достаточного внимания и любви от родителей. Накопившаяся агрессия на родителей не может найти выхода и выплескивается на более слабого сверстника. У большинства буллеров отмечаются нарциссические черты характера. Характерной особенностью является их стремление к власти и потребность в наличии «зрителей». Они часто задевают учеников или учителей перед всеми и смотрят на реакцию: если ученик слишком чувствителен и расстраивается, то травля может усиливаться. Жертвы обычно не уверены в себе, пугливы, мнительны, физически слабее, часто не имеют близкого человека, с кем они могли бы поделиться своими проблемами и тревогами. Бывают случаи, когда некоторые дети своим поведением провоцируют негативное отношение учителей, что может привести к плохому отношению и со стороны сверстников. Очень часто жертвами становятся дети, отстраненные от коллектива, которые не могут наладить отношения со сверстниками. Иногда причиной могут быть социально-экономические или этнические факторы.

Как определить, что у вашего ребенка неприятности в отношениях с другими детьми и помочь ему препятствовать нападкам  - мы предлагаем вам 4 шага, которые  помогут предотвратить буллинг.

В тот самый момент, когда вы думаете, что мысли ребенка заняты зубрежкой новых слов или делением в столбик, единственной мыслью, которая заполоняет ее сознание, является враждебное отношение со стороны сверстников. В ранние дни общеклассных прогулок и поездок вы со стороны могли наблюдать и наставлять ребенка в запутанных лабиринтах человеческого взаимодействия. Но с началом школьной жизни большая часть ее времени проходит без вашего чуткого уха и глаза, следящих за ней.

Что происходит, когда безобидные размолвки по поводу дележки игрушек вытесняются жестокими кибер-слухами о симпатии к мальчикам? Будет ли ваш ребенок знать, что делать, когда безобидные подколки превратятся в болезненные и сильные пинки? Когда простота формирования дружбы, просто выбирая одну и ту же шведскую стенку или канат в классе, заменится испытанием с карабканьем по социальной лестнице средней школы? Как дать ребенку навыки оставаться сильным перед лицом трагедии дружбы и издевательств?

Травля происходит, когда человек или группа людей неоднократно пытается навредить кому-то, кто слабее их самих. Молодые люди, которые травят своих сверстников, чтобы насладиться чувством власти и контроля, тщательно выбирают свои цели, которые вряд ли могут(или не могут априори) дать отпор. Поведение обидчиков имеет откровенную, неприкрытую форму, как удары, пинки и обидные прозвища, а также проявляется в реляционной агрессии — злобном поведении, присущем девочкам, по большей части, которые используют дружбу в качестве оружия и урегулирования проблем.

Как избежать травли в школе: 4 действенных совета

Шаг 1: не оставаться одному!

 Если стратегия хулигана заключается в том, чтобы заставить жертву чувствовать себя одинокой и беспомощной, лучшей контрстратегией для жертвы станет возвращение власти путем прекращения изоляции. Поощряйте ребенка быть честным со взрослым, если он подвергается издевательствам и заручаться поддержкой этого взрослого.

Иногда дети чувствуют, что взрослые никогда ничего не делают — зачем вообще им говорить? Бывают случаи, когда взрослые не в состоянии признать серьезность ситуации, но чаще всего, взрослые попросту не знают о том, что происходит в школе. Дети, которые используют реляционную агрессию, оказывают психологическое насилие тонкими, социально приемлемыми способами, которые, как правило, не «мигают» на радаре взрослого. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что его задача — ставить вас в известность. Помогите ему понять, что честность о травле сверстников не является признаком трусости, а наоборот — смелым и сильным ходом.

Если ребенок боится, что издевательства станут только хуже, если он "настучит", помогите ему понять, что это именно то, чего и хочет обидчик. Изоляция — способ запугать. На самом деле, только сказав взрослым, ребенок может начать заново отстаивать свои права. Когда хулиган понимает, что он не может удержать жертву в изоляции — что жертва действительно достаточно сильна, чтобы протянуть руку и общаться с другими людьми — хулиган начинает терять силу.

Шаг 2: не ждать!

Чем дольше хулиган имеет власть над жертвой, тем сильнее становится его хват. Чаще всего издевательства начинаются в относительно легкой форме — обзывание, дразнение, или незначительная физическая агрессия. После того, как хулиган прощупал почву и уверился, что жертва не будет сопротивляться, агрессия усугубляется. Обзывание становится публичным унижением. Подшучивание перерастает в социальный остракизм. Толкание заменяется ударами и нападениями.

Научите ребенка тому, что, когда он позволяет издевательствам случаться на постоянной основе, он дает своей власти стабильно ускользать от себя. Прием мер против обидчика — и действуя рано, а не поздно — это лучший способ получить и удержать власть.

Шаг 3: не ходить вокруг да около!

Чем больше хулиган видит, что не получит отпора за свои действия, тем больше он будет издеваться. Поэтому напористость и уверенность могут стать эффективным способом борьбы с травлей. Настойчивость — это золотая середина между агрессией, которая только повысит ставки для следующей стычки, и пассивностью, которая позволит стычкам продолжиться. Пример ниже показывает, какой ответ лучше всего сможет нейтрализовать обидчика:

Эбби: Где ты взяла эти шмотки — распродажа?

Ответ 1: Да, мама заставила надеть. Хотя мне нравится твой наряд. Ты всегда классно выглядишь.

Ответ 2: Из твоего шкафа!

Ответ 3: Отстань.

Первый ответ дает нападающему как раз то, что он хочет — власть. Комплименты после такого очевидно унижения свидетельствуют о согласии жертвы на все новые издевки. Ребенку так хочется понравиться, что он согласен терпеть любые грубости.

Второй ответ стимулирует обидчика к эскалации агрессии и конфликта. Такие вот насмешливые и резкие ответы дают волю обидчикам, чтобы разогреться для следующего этапа стычки.

Третий ответ настойчивый, дающий понять, что жертва не собирается становиться «жертвой». Она не ищет милости, но и не лезет на рожон. Просто и без лишних эмоций.

Почему нужно учить ребенка давать ответы без эмоций? Любой признак того, что на человека можно оказать эмоциональное влияние дает обидчику сигнал к «открытию огня». А вот отсутствие страха или злости в ответе создает впечатление уверенности в себе, что обезоруживает нападающего.

Шаг 4: не смешивать сигналы!

Говоря о тренировке настойчивости у ребенка, важно также практиковать невербальную коммуникацию для подкрепления вербальной. Например:

поддерживать зрительный контакт

стараться говорить спокойным и ровным голосом

стоять на достаточном расстоянии от обидчика

обращаться к нападающему по имени

Объясните ребенку, что эмоциональные невербальные признаки — взгляд в сторону, взволнованный писклявый голос или сжатие себя в мелкий комок — и есть все то, чего добиваются от жертвы, чтобы ударить с новой силой. Навык настойчивой коммуникации и уверенность ребенка в том, что в его честности со взрослыми — его сила, дают им некую броню, которую не захочет пытаться пробить ни один обидчик, и тогда травля в школе не коснется вас.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.