«Роль семьи в предупреждении
суицидального поведения детей»
Когда мы теряем ребенка из-за болезни
или несчастного случая – это огромное горе,
но когда ребенок сам прерывает
свой жизненный путь – это непоправимая трагедия.
Сегодня мы с вами поговорим об удручающей ситуации, которая сложилась в начале века в нашей стране.
С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуации. Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению психологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если специалисты правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.
Что же происходит с нашими детьми? Почему они прибегают к этому?
Специалисты условно различают три вида детских самоубийств: самоубийство-шантаж, самоубийство из любопытства и самоубийство из-за... нежелания жить.
Психологи практически единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств являются не общественные и экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, как это нередко происходит со взрослыми, а процессы, связанные с отношениями в семье, с друзьями, в школе. При этом ситуация в семье играет определяющую роль. Сегодня отношения в семье меняются, теряется степень поддержки, которую имел в ней человек, что служит условием возникновения разного рода расстройств. При исследовании множества подростковых самоубийств, специалисты обнаружили одно сходное обстоятельство: у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью. Как бы подросток ни был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится НЕСОВМЕСТИМОЙ С ЖИЗНЬЮ, если он отвергнут в родной семье. А роль «последней капли» часто играют школьные конфликты. Ошибаются те, кто утверждает, что к суициду склонны только дети из неблагополучных семей. Давно замечено, что чаще кончают с собой внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и даже высокого достатка. Они умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоциональны. Да и что такое «благополучная» семья? Это нередко закрытая семья, которая соответствует социальным нормам, а какой ценой это соответствие достигается — никому не известно. Дети же из неблагополучных семей, как правило, обладают высокой психологической выносливостью. Хотя и им порой никаких сил не хватает выдержать все несовершенство этого мира, которое обрушивается на их головы. Они ведь тоже не железные.
В большинстве случаев детский суицид оказывается сложнее предвидеть и предотвратить, чем взрослый. Это связано с некоторыми особенностями детской психики, о которых полезно помнить ВСЕМ родителям.
- Дети более эмоционально уязвимы, чем взрослые. Каждый взрослый знает, как отвлечься от неприятных переживаний и успокоиться, ребенок же оказывается совершенно беззащитным, оказавшись один на один со своими страхами и печалями. Для того, чтобы научиться справляться со своими страстями, подрастающему созданию необходима помощь родителей, которые часто не осознают этого и очень небрежно относятся к внутреннему миру своего чада. Дети не до конца осознают необратимость смерти. В детской голове вполне может зародиться абсурдная с точки зрения взрослого человека мысль: "Вот умру, тогда вы обо всем пожалеете и будете со мной лучше обращаться".
- Дети эгоцентричны. А это значит, что они в большей степени, чем взрослые, склонны считать себя причиной происходящих событий. Поэтому маленькие члены семьи очень часто берут на себя ответственность за семейные ссоры и родительские срывы, обрекая себя на невыносимое чувство вины.
- Дети мыслят более конкретно, чем взрослые. Поэтому многие фигуры речи (например, "видеть тебя больше не хочу!" или "угораздило же мне тебя родить") склонны воспринимать буквально.
- Дети очень непосредственны. Поэтому мелькнувшую в голове мысль о самоубийстве могут воплотить тут же, в отличие от взрослых, которые обычно приходят к намерению лишить себя жизни постепенно, давая окружающим шанс предвидеть и предотвратить суицид. Кстати, если взрослые обычно ни с кем не делятся своими намерениями (за исключением случаев, когда попытка самоубийства носит демонстративный характер), то дети, наоборот, могут открыто рассказывать о своем желании умереть. Обычно подобным разговорам никто не придает значения, подозревая ребенка в попытках шантажировать окружающих, а на самом деле это тоже проявление детской непосредственности.
- Дети хуже взрослых информированы о возможных последствиях самоповреждающего поведения. Поэтому даже демонстративные попытки суицидов, когда ребенок вовсе не планирует умирать, могут заканчиваться смертью или инвалидностью.
- Также одной из основных причин трагедии является так называемый «детский романтизм». Это несчастная любовь, страдания.
- В возрасте 8-10 лет у детей еще нет ценности жизни, а поэтому нет страха смерти. Предпринимая попытку самоубийства, они думают, что все будут плакать и жалеть о том, что не согласились с ними. Да, будет именно так, но они забывают о том, что им это будет уже не нужно.
- Психологи выделяют ещё одну причину детских самоубийств - прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Родители и учителя настраивают ребёнка на обязательный успех: при сдаче ЦТ, поступление в вуз, получение престижной работы. Страх не оправдать чаяний дорогих людей, которые столько в тебя вложили (и особенно в материальном плане), да и собственные высокие притязания создают невыносимое напряжение, страх. А если добавить сюда ощущение, что любая неудача равносильна краху, непоправима, становится понятно, откуда рождаются в душе подростка мощный эмоциональный дискомфорт.
- Такой же "каплей" может стать и... Интернет. Сегодня в Сети можно найти многое. Пообщаться с разными людьми, купить и продать, а также "правильно" покончить с жизнью. Там тебе все от души растолкуют и насчет этой «поганой жизни», и насчет того, сколь романтична Смерть, и насчет всего остального.
- В этом списке причин есть понятие «расширенный суицид» — вещь часто встречающаяся и очень опасная. Подростки вообще внушаемы. Если в школе была серьезная попытка самоубийства, и в особенности — завершенная, следует ожидать, что за ней потянется «шлейф» подражательных попыток.
- В подростковом возрасте самоубийство рассматривается как способ получить что-либо. И большинство детей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать, надеясь, что кто-то во время остановит или не подействуют таблетки и т.д., но это не всегда случается. Это демонстративный суицид. Конечно, он иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа - "сделай то-то, или я застрелюсь, повешусь, брошусь под поезд...". Но чаще в случае демонстративного суицида ребенок уходит из жизни с мыслью - «наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть, вернее, был...»
Обстоятельств, которые могут довести ребенка до смерти еще очень много. И все они индивидуальны, также как и наши дети. Но в таких обстоятельствах, как и в притче, важнее найти ответ на вопрос: как прекратить этот процесс?! Почему так сложилось, что подростки приходят именно к этому разрешению проблем?
Приходит понимание того, что мы не социализировали такого человека еще в детстве. Можно сказать, что самоубийство – это реакция ребенка, который не подготовлен к современной жизни. Но, виноватых в самоубийстве, как правило, нет. Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И распоряжаться своей жизнью - неотъемлемое право каждой личности. Так почему же теряется ценность человеческой жизни?
Возможно, причины кроются в следующем:
- Во-первых, этому способствуют средства массовой информации. Если верить им, смерть буквально стоит у порога, вокруг заказные убийства, стоимость человеческой жизни упала и т.д.
- Во- вторых, большинство людей игнорируют суицидальные высказывания друг друга. Часто ни родные, ни близки, занятые своими «проблемами», не способны заметить, сконцентрироваться на проблемах другого человека.
- В-третьих, отсутствует банальная грамотность в этих вопросах, должная психологическая, а в данном случае, суицидологическая культура. В стране отсутствует система специализированной психологической помощи детям.
Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств:
Заблуждение 1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.
Изучение обстоятельств суицида показало: большинство из лишивших себя жизни - это практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. Они никогда не лечились у психиатров, не обнаруживали каких- либо поведенческих отклонений, позволяющих отнести их к категории больных. По данным многих авторов, на учёте в психоневрологических диспансерах состояло лишь 20% суицидентов и только 8 - 10 % нуждались в специализированной медицинской помощи.
Заблуждение 2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.
Многие считают, что суицидальные намерения неотвратимы: если человек решил покончить с собой, никто и ничто не сможет его остановить. Однако психиатрами отмечается, что потребность к самоуничтожению у подавляющего большинства людей является лишь временной. Суицид - это крик о помощи. Таким образом, потребность суицидента в душевной теплоте, желание быть выслушанным, понятым, готовность принять предлагаемую помощь - всё это убеждает, что организация профилактики самоубийств необходима.
Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.
По данным исследований, 34 % людей, совершивших самоубийства или покушавшихся, сообщали о своих намерениях ближайшему окружению.
Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда будет думать о самоубийстве.
По их мнению, если человек будет загружен работой, и за ним будет осуществляться постоянный контроль, то проблема будет решена. Реальное же осуществление такой “профилактики” выливается в нарушение элементарных условий труда и отдыха, что может привести к истощению психофизиологических ресурсов организма, ещё больше повышая вероятность суицидальных попыток.
Заблуждение 5. Чужая душа - потёмки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.
Барьером для профилактики самоубийств является мнение людей, считающих, что нет внешних признаков, которые указывают на решение человека покончить с собой. В подобных высказываниях есть рациональное зерно: “заглянуть в душу”, познать внутренний мир действительно очень сложно. Но такие возможности, как правило, имеются.
Заблуждение 6. Существует некий тип людей, ”склонных к самоубийству”.
Самоубийство совершают люди разных психологических типов. Реальность суицидального намерения зависит от силы психотравмирующей ситуации и от того, насколько человек оценивает ее как непереносимую.
Подростки о суициде.
1. Знакома ли ты с такой проблемой, как суицид?
Ответ: И на телевидении, и в газетах сейчас слишком много об этом пишут и говорят.
2. Как ты думаешь, почему вообще человек может покончить жизнь самоубийством, какие причины толкают человека на это?
Ответы:
- может быть безысходность;
- так поступают только больные люди, у них нет будущего;
- какое-то горе;
- у них, наверное, что-то с нервами, у них стресс;
-мне кажется, у всех людей по-разному: кто-то, например, от безденежья, безвыходное положение и человек кончает жизнь самоубийством,
-потому, что сейчас сильно распространена проблема наркотиков, ну и по разным другим причинам;
- взаимоотношения с родителями
-когда тебя ненавидят, за человека не считают
-когда ты пустое место, когда тебя тупо не замечают
-когда в материальном плане ограничивают
- когда 1 любовь тебе не доступна, она просто безответная.
Коренная причина детских самоубийств — непонимание их как взрослыми (родителями, учителями), так и ровесниками. Основанием для ухода из жизни могут стать плохие отношения между родителями, из развод, смерть близких, унижение ребенка родителями, боязнь перед жестоким наказанием, не сложившиеся взаимоотношения в школьном коллективе, неудачная («разбитая») первая любовь и другие кризисные (экстремальные) стрессовые ситуации. Именно в эти моменты они ищут родительской поддержки и понимания, доброго слова и ласкового взгляда.
Специалисты предлагают массу рецептов избегания суицида, главные из которых – любовь, доброта, тепло. Помните, что нашим детям гораздо в большей степени, чем пища и теплые вещи, нужны душевное тепло и понимание. Ребенок должен знать, что Вы его любите и будете любить всегда – что бы в его жизни ни случилось, что бы с ним ни произошло, Вы будете на его стороне, всегда поддержите и поймете. Самое главное — покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помогите ему увидеть этот выход. Он должен знать, что в мире есть кто-то, кому он нужен и кто нужен ему, поэтому уходить отсюда нельзя. Тем более нельзя уходить из жизни, если она еще не началась.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте это.
- Не бойтесь попросить совета у Вашего ребенка – это только сблизит Вас.
- Доверять Вам будут, если Вы будете не только родителями, но и друзьями, способными понять и сопереживать.
- Будьте примером для ребенка: ведь как Вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к Вам будут относиться в старости.
- Чаще бывайте в школе, интересуйтесь школьной жизнью своего ребенка, т.к. она не только учеба и отметки, это общение, это друзья, это успехи и неудачи, это любовь и конфликты, это важная часть жизни Вашего ребенка.
- Не забывайте слова известного педагога В. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».