Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Роль семьи в предупреждении суицидального поведения детей

Дата: 22 сентября 2019 в 23:35, Обновлено 2 февраля 2022 в 15:48
Автор: Бобин Е. Г.

«Роль семьи  в предупреждении

суицидального поведения детей»

Когда мы теряем ребенка из-за болезни

или несчастного случая – это огромное горе,

но когда ребенок сам  прерывает

свой жизненный путь – это непоправимая трагедия.

Сегодня мы с вами поговорим об удручающей ситуации, которая сложилась в начале века в нашей стране.

С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуации. Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению  психологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если специалисты правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

         Что же происходит с нашими детьми? Почему они прибегают к этому?

         Специалисты условно различают три вида детских самоубийств: самоубийство-шантаж, самоубийство из любопытства и самоубийство из-за... нежелания жить.

         Психологи практически единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств являются не общественные и экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, как это нередко происходит со взрослыми, а процессы, связанные с отношениями в семье, с друзьями, в школе. При этом ситуация в семье играет определяющую роль. Сегодня отношения в семье меняются, теряется степень поддержки, которую имел в ней человек, что служит условием возникновения разного рода расстройств. При исследовании множества подростковых самоубийств, специалисты обнаружили одно сходное обстоятельство: у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью. Как бы подросток ни был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится НЕСОВМЕСТИМОЙ С ЖИЗНЬЮ, если он отвергнут в родной семье. А роль «последней капли» часто играют школьные конфликты. Ошибаются те, кто утверждает, что к суициду склонны только дети из неблагополучных семей. Давно замечено, что чаще кончают с собой внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и даже высокого достатка. Они умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоциональны. Да и что такое «благополучная» семья? Это нередко закрытая семья, которая соответствует социальным нормам, а какой ценой это соответствие достигается — никому не известно. Дети же из неблагополучных семей, как правило, обладают высокой психологической выносливостью. Хотя и им порой никаких сил не хватает выдержать все несовершенство этого мира, которое обрушивается на их головы. Они ведь тоже не железные.

В большинстве случаев детский суицид оказывается сложнее предвидеть и предотвратить, чем взрослый. Это связано с некоторыми особенностями детской психики, о которых полезно помнить ВСЕМ родителям.

  • Дети более эмоционально уязвимы, чем взрослые. Каждый взрослый знает, как отвлечься от неприятных переживаний и успокоиться, ребенок же оказывается совершенно беззащитным, оказавшись один на один со своими страхами и печалями. Для того, чтобы научиться справляться со своими страстями, подрастающему созданию необходима помощь родителей, которые часто не осознают этого и очень небрежно относятся к внутреннему миру своего чада. Дети не до конца осознают необратимость смерти. В детской голове вполне может зародиться абсурдная с точки зрения взрослого человека мысль: "Вот умру, тогда вы обо всем пожалеете и будете со мной лучше обращаться".
  • Дети эгоцентричны. А это значит, что они в большей степени, чем взрослые, склонны считать себя причиной происходящих событий. Поэтому маленькие члены семьи очень часто берут на себя ответственность за семейные ссоры и родительские срывы, обрекая себя на невыносимое чувство вины.
  • Дети мыслят более конкретно, чем взрослые. Поэтому многие фигуры речи (например, "видеть тебя больше не хочу!" или "угораздило же мне тебя родить") склонны воспринимать буквально.
  • Дети очень непосредственны. Поэтому мелькнувшую в голове мысль о самоубийстве могут воплотить тут же, в отличие от взрослых, которые обычно приходят к намерению лишить себя жизни постепенно, давая окружающим шанс предвидеть и предотвратить суицид. Кстати, если взрослые обычно ни с кем не делятся своими намерениями (за исключением случаев, когда попытка самоубийства носит демонстративный характер), то дети, наоборот, могут открыто рассказывать о своем желании умереть. Обычно подобным разговорам никто не придает значения, подозревая ребенка в попытках шантажировать окружающих, а на самом деле это тоже проявление детской непосредственности.
  • Дети хуже взрослых информированы о возможных последствиях самоповреждающего поведения. Поэтому даже демонстративные попытки суицидов, когда ребенок вовсе не планирует умирать, могут заканчиваться смертью или инвалидностью.
  • Также одной из основных причин трагедии является так называемый «детский романтизм». Это несчастная любовь, страдания.
  • В возрасте 8-10 лет у детей еще нет ценности жизни, а поэтому нет страха смерти. Предпринимая попытку самоубийства, они думают, что все будут плакать и жалеть о том, что не согласились с ними. Да, будет именно так, но они забывают о том, что им это будет уже не нужно.
  • Психологи выделяют ещё одну причину детских самоубийств - прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Родители и учителя настраивают ребёнка на обязательный успех: при сдаче ЦТ, поступление в вуз, получение престижной работы. Страх не оправдать чаяний дорогих людей, которые столько в тебя вложили (и особенно в материальном плане), да и собственные высокие притязания создают невыносимое напряжение, страх. А если добавить сюда ощущение, что любая неудача равносильна краху, непоправима, становится понятно, откуда рождаются в душе подростка мощный эмоциональный дискомфорт.
  • Такой же "каплей" может стать и... Интернет. Сегодня в Сети можно найти многое. Пообщаться с разными людьми, купить и продать, а также "правильно" покончить с жизнью. Там тебе все от души растолкуют и насчет этой «поганой жизни», и насчет того, сколь романтична Смерть, и насчет всего остального.
  • В этом списке причин есть понятие «расширенный суицид» — вещь часто встречающаяся и очень опасная. Подростки вообще внушаемы. Если в школе была серьезная попытка самоубийства, и в особенности — завершенная, следует ожидать, что за ней потянется «шлейф» подражательных попыток.
  • В подростковом возрасте самоубийство рассматривается как способ получить что-либо. И большинство детей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать, надеясь, что кто-то во время остановит или не подействуют таблетки и т.д., но это не всегда случается. Это демонстративный суицид. Конечно, он иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа - "сделай то-то, или я застрелюсь, повешусь, брошусь под поезд...". Но чаще в случае демонстративного суицида ребенок уходит из жизни с мыслью - «наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть, вернее, был...»

             Обстоятельств, которые могут довести ребенка до смерти еще очень много. И все они индивидуальны, также как и наши дети. Но в таких обстоятельствах, как и в притче,  важнее найти ответ на вопрос: как прекратить этот процесс?! Почему так сложилось, что подростки приходят именно к этому разрешению проблем?

             Приходит понимание того, что мы не социализировали такого человека еще в детстве. Можно сказать, что самоубийство – это реакция ребенка, который не подготовлен к современной жизни.  Но, виноватых в самоубийстве, как правило, нет. Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И распоряжаться своей жизнью - неотъемлемое право каждой личности. Так почему же  теряется ценность человеческой жизни?

Возможно, причины кроются в следующем:

  1. Во-первых, этому способствуют средства массовой информации. Если верить им, смерть буквально стоит у порога, вокруг  заказные убийства, стоимость человеческой жизни упала и т.д.
  2. Во- вторых,   большинство людей игнорируют суицидальные высказывания друг друга. Часто ни родные, ни близки, занятые своими «проблемами», не способны заметить, сконцентрироваться на проблемах другого человека.
  3. В-третьих, отсутствует банальная грамотность в этих вопросах, должная психологическая, а в данном случае, суицидологическая культура.  В стране отсутствует система специализированной психологической помощи детям. 

Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств:

Заблуждение 1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.

Изучение обстоятельств суицида показало: большинство из лишивших себя жизни - это практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. Они никогда не лечились у психиатров, не обнаруживали каких- либо поведенческих отклонений, позволяющих отнести их к категории больных. По данным многих авторов, на учёте в психоневрологических диспансерах состояло лишь 20% суицидентов и только 8 - 10 % нуждались в специализированной медицинской помощи.

Заблуждение 2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.

Многие считают, что суицидальные намерения неотвратимы: если человек решил покончить с собой, никто и ничто не сможет его остановить. Однако психиатрами отмечается, что потребность к самоуничтожению у подавляющего большинства людей является лишь временной. Суицид - это крик о помощи. Таким образом, потребность суицидента в душевной теплоте, желание быть выслушанным, понятым, готовность принять предлагаемую помощь - всё это убеждает, что организация профилактики самоубийств необходима.

Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.

По данным исследований, 34 % людей, совершивших самоубийства или покушавшихся, сообщали о своих намерениях ближайшему окружению.

Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда будет думать о самоубийстве.

По их мнению, если человек будет загружен работой, и за ним будет осуществляться постоянный контроль, то проблема будет решена. Реальное же осуществление такой “профилактики” выливается в нарушение элементарных условий труда и отдыха, что может привести к истощению психофизиологических ресурсов организма, ещё больше повышая вероятность суицидальных попыток.

Заблуждение 5. Чужая душа - потёмки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.

Барьером для профилактики самоубийств является мнение людей, считающих, что нет внешних признаков, которые указывают на решение человека покончить с собой. В подобных высказываниях есть рациональное зерно: “заглянуть в душу”, познать внутренний мир  действительно очень сложно. Но такие возможности, как правило, имеются.

Заблуждение 6. Существует некий тип людей, ”склонных к самоубийству”.

Самоубийство совершают люди разных психологических типов. Реальность суицидального намерения зависит от силы психотравмирующей ситуации и от того, насколько человек оценивает ее как непереносимую.

Подростки о суициде.

1. Знакома ли ты с такой проблемой, как суицид?

            Ответ: И на телевидении, и в газетах сейчас слишком много об этом пишут и говорят.

2. Как ты думаешь, почему вообще человек может покончить жизнь самоубийством, какие причины толкают человека на это?

            Ответы:

- может быть безысходность;

- так поступают только больные люди, у них нет будущего;

- какое-то горе;

- у них, наверное, что-то с нервами, у них стресс;

-мне кажется, у всех людей по-разному: кто-то, например, от безденежья, безвыходное положение и    человек кончает жизнь самоубийством,

-потому, что сейчас сильно распространена проблема наркотиков, ну и по разным другим причинам;

- взаимоотношения с родителями

-когда тебя ненавидят, за человека не считают

-когда ты пустое место, когда тебя тупо не замечают

-когда  в материальном плане ограничивают

- когда 1 любовь тебе не доступна, она просто безответная.

Коренная причина детских самоубийств — непонимание их как взрослыми (родителями, учителями), так и ровесниками. Основанием для ухода из жизни могут стать плохие отношения между родителями, из развод, смерть близких, унижение ребенка родителями, боязнь перед жестоким наказанием, не сложившиеся  взаимоотношения в школьном коллективе, неудачная («разбитая») первая любовь и другие кризисные (экстремальные) стрессовые ситуации. Именно в эти моменты они ищут родительской поддержки и понимания, доброго слова и ласкового взгляда.

            Специалисты предлагают массу рецептов избегания суицида, главные из которых – любовь, доброта, тепло. Помните, что нашим детям гораздо в большей степени, чем пища и теплые вещи, нужны душевное тепло и понимание. Ребенок должен знать, что Вы его любите и будете любить всегда – что бы в его жизни ни случилось, что бы с ним ни произошло, Вы будете на его стороне, всегда поддержите и поймете. Самое главное — покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помогите ему увидеть этот выход.   Он должен знать, что в мире есть кто-то, кому он нужен и кто нужен ему, поэтому уходить отсюда нельзя. Тем более нельзя уходить из жизни, если она еще не началась.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте это.
  2. Не бойтесь попросить совета у Вашего ребенка – это только сблизит Вас.
  3. Доверять Вам будут, если Вы будете не только родителями, но и друзьями,     способными понять и сопереживать.
  4. Будьте примером для ребенка: ведь как Вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к Вам будут относиться в старости.
  5. Чаще бывайте в школе, интересуйтесь школьной жизнью своего ребенка, т.к. она не только учеба и отметки, это общение, это друзья, это успехи и неудачи, это любовь и конфликты, это важная часть жизни Вашего ребенка.
  6. Не забывайте слова известного педагога В. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.